Содержание проекта.
Принципы реализации проекта:
1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.
2. Комплексность – оптимальное сочетание всех содержательных компонентов гражданско-патриотического воспитания при планировании, организации и реализации проекта.
3. Оптимальность – эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
4. Дифференцированность - учет в содержательном компоненте проекта индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
5. Преемственность – изучение героического прошлого нашего края, его духовно-нравственных ценностей и традиций на примере нашего героя-земляка Ф.Г.Булатова.
Проект реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Духовно-нравственное направление включает в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание лидеров из числа подростков и молодёжи на примере нашего героя-земляка Ф.Г.Булатова.
2. Культурно-историческое направление включает в себя:
• воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление включает в себя:
• изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России, формирование культуры правовых отношений;
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.
4. Военно–патриотическое направление включает в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
- «Письма победителям ВОВ»;
- «Герои живут рядом»;
- «От сердца к сердцу»;
- «Родные лица Победы».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
- «А ну-ка, парни!»;
- «Веселые старты»;
- «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
- смотр строя и песни;
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
- встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
- организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- туристические поездки;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
- уход за памятником.
6. Организация конкурсов:
- «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
- конкурс чтецов;
- конкурс патриотической песни;
- конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
- конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Организация проекта.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно - патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 категория - учащиеся 5-7 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.
3 категория - учащиеся 8-9 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна под- готовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Механизм реализации проекта
Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет группа по реализации проекта: организационный комитет, органы ученического самоуправления. Организационный комитет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.